Ребенок спорит с учителем

Вы чувствуете себя ужасно — болит голова, тошнит, холодеют руки, ноги становятся ватными от одной мысли: «Встреча с учителем». Знакомо?

Вас вызывают в школу для беседы. Вы знаете о проблеме и думаете: «Надо бы сходить, поговорить с учителем», — и на вас накатывает усталость, тревога и раздражение.

Что же делать? Для начала хорошо бы уловить, какие именно переживания приносят дискомфорт, с чем они связаны.

Как правило, дети поднимают в родителях их школьный опыт, негативный или позитивный.

Давайте рассмотрим, как вы можете помочь себе настроиться на разговор.

О том, как подготовиться к разговору

Вспомните, что вы уже взрослая

У вас, взрослой, нет причины бояться учителя или спорить с ним до хрипоты, доказывая, что вы правы.

Этому может препятствовать ваш детский страх или подростковый протест, в которых отражается ваша школьная история. Помочь сможет только внутренняя взрослая позиция и ощущение равенства с учителем, которые помогут выйти на отношения сотрудничества.

Заранее определите цель встречи

Выделите задачу, которую вы хотите решить. Подумайте о возможных результатах встречи, которые вас бы удовлетворили: максимальный, минимальный.

Как может выглядеть результат? Например, понять требования педагога, соотнести их с возможностями ребенка, предложить поэтапную схему решения проблемы.

Разделите ответственность за процесс и результат поровну: между собой, учителем и ребенком

Когда мы взваливаем на свои плечи то, что не лежит в зоне нашей ответственности, мы испытываем вину. Давайте учиться разделять, кто в этой истории за что ответственен.

Дело ребенка — включаться в образовательный процесс, выполнять поставленные перед ним задачи, обращаться за помощью к учителю или родителю в случае необходимости.

Интерес родителя — давать необходимую помощь и поддержку своему ребенку для решения образовательных задач.

Не надо брать на себя чужую ответственность, но важно реализовать свою. Не надо учиться вместо ребенка или вместе с ним, лучше помогать организовывать процесс обучения там, где ребенок нуждается в помощи.

Уважайте себя, даже когда слышите, что плохо и неправильно воспитываете ребенка

Важно удерживаться в позиции: мы не ищем «хороших» и «плохих», а решаем ситуацию, в которой оказались.

Часто мамы начинают верить в то, что им транслируют: «Вы плохие родители (читай «плохая мать»). Надо больше детей контролировать, проверять выполнение домашних заданий… Ваш ребёнок ленится, отвлекается на уроках…».

Например, я — хорошая мама, потому что даю возможность своему ребенку учиться самостоятельности, возможности получать свой негативный опыт и искать способы решения трудных ситуаций. Я помогаю и поддерживаю его в пути.

Прощайте себя за ошибки

Простая мысль: «Я остаюсь хорошей мамой своему ребенку, даже если совершила ошибку», — поможет этот промах пережить.

Принимая своё несовершенство, вам легче будет принять проблему ребёнка и сохранить близость и тепло в отношениях.

О том, как вести беседу

Вы настроились на встречу с учителем и пришли в школу. Предлагаю несколько рекомендаций построения эффективной беседы.

Констатируйте факт

Вы признаете и озвучиваете возникшую проблемную ситуацию. Например: «Я знаю, что у сына много двоек по математике. Он всем обещает их исправить, но ничего не меняется…»

Уважайте свои чувства и чувства педагогов

Вы говорите о своих переживаниях и чувствах ребенка. Допускаете, что педагог тоже может испытывать дискомфорт. Это даёт возможность не впадать в эмоции, а поддерживать конструктивный разговор.

Читайте также:  Почему квашенная капуста не гниет

Например: «Я знаю, что у сына много двоек по математике. Он всем обещает их исправить, но ничего не меняется. Меня это беспокоит, я думаю, что вас тоже, поэтому вы меня пригласили».

Объясните ему, что учителя хорошо относятся не к тем детям, которые учат уроки с утра до ночи, а к тем, кто приятен и мил в общении. Ребенку следует понять, что оценки – это не критерий отношений между педагогом и учеником. Для урегулирования ситуации следует сходить в школу и поговорить с преподавателем, рассказать ему о том, что вы все понимаете и уже приняли меры. Пусть учитель знает, что вы в курсе и стремитесь помочь ему.

Однако если вы все же узнали о том, что педагог действительно неправ и несправедливо придирается к вашему малышу, следует принять совершенно другие меры. Начать нужно с визита к учителю, но прийти в школу следует так, чтобы об этом не знали ни сам ребенок, ни его одноклассники. Следует воздержаться от обвинений, агрессии, обсудите ваши общие задачи, касающиеся ребенка, обменяйтесь доброжелательными мнениями. Разговаривайте спокойно, с улыбкой.

Если преподаватель не хочет и с вами идти на контакт, чрезвычайно категорично отзывается о вашем ребенке, привлеките независимого эксперта. В данном случае, таким специалистом будет выступать школьный психолог. Объясните ему суть сложившейся ситуации и то, что не можете самостоятельно с ней справиться. Психолог должен проконсультировать и вас, и ребенка. Но при этом ваш малыш должен быть уверен в том, что такая беседа – это настоящий разговор по душам, а не очередная порция нотаций в его адрес.

Какого результата следует ожидать?

Достаточно часто конфликты подобного рода имеют благоприятный для всех исход. Нередки случаи, когда ребенок и учитель начинают настолько хорошо понимать друг друга, что продолжают свое общение даже после того, как ребенок заканчивает школу.

Но не во всех случаях все так хорошо. Иногда общий язык с преподавателем так и не бывает найден, ваши визиты к нему и психологу в конечном счете приводят к тому, что ситуация только ухудшается. Учитель срывается на ребенке, который, в свою очередь, отказывается посещать занятия. В данном случае лучше всего будет перевести своего сына или дочь в другой класс, а если изначально известно, что это не поможет, то следует поменять школу.

Главное, обратить внимание на проблему в начальной стадии развития, а не тогда, когда менять что-то будет уже невозможно.