- Похожие главы из других книг
- Никому не избежать встречи с собой
- Не оставайтесь должными никому ничем
- Не доверяй никому, особенно себе
- «НИКОМУ НИЧЕГО НЕ СКАЖУ»
- Глава 18. Ему нужен только такой секс, какой нужен только ему
- «Никому нельзя верить»
- Неведомое никому, кроме тела
- Нельзя доверять никому
- Не позволяйте никому удерживать вас от спортивных занятий, в которых вы нуждаетесь
- ПАМПЕРС НЕ НУЖЕН РЕБЕНКУ! ПАМПЕРС НУЖЕН РОДИТЕЛЯМ РЕБЕНКА!
- Не позволяйте никому отговаривать вас от вашей мечты
- Сцепка «нужен – не нужен» – упражнение
- Немного сна никому не повредит
- Правило 96. Горечь никому не приносит пользы
- Никому не нужная
- Глава IV. Как начать утро и при этом никому не испортить настроения
- Вопрос психологам
- ТОП лучших советов психологов
- Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребенок говорит, что его никто не любит
- ЕСЛИ РЕБЕНОК ГОВОРИТ, ЧТО НИКОМУ НЕ НУЖЕН – ЭТО СИГНАЛ ТРЕВОГИ!
- Зачем нужен школьный психолог и какова специфика его работы
- «В школе — отличница, а дома – тиран»
- Мама хочет одно, папа – другое, а ребенок — третье
- «Я – люблю, а меня – нет»
- Детские проблемы могут сломать жизнь взрослому человеку
«Я никому не нужен!»
Вспоминаю консультацию, на которую привели мальчика 9 лет. Мать рассказала, что он очень замкнут, не имеет друзей, старается дома быть незаметным, а вечером просто липнет к матери с вопросом: «Мам, ты меня любишь?»
Воспитывают его мать и бабушка. На момент рождения матери было 36 лет. Это единственный ребенок в семье, женщина родила «для себя», без мужа. Мальчик занимается скрипкой. На психологических занятиях от имени разных персонажей он часто повторял: «Я никому не нужен!»
Мать, в откровенной личной беседе призналась: «Мне моя мать постоянно говорит, что не стоило его рожать, уже жила бы для себя. А я тоже часто задумываюсь — действительно, стоило ли его рожать? Как вы думаете?»
То есть, ребенок уже живет на свете 9 лет, а его семья еще НЕ ДАЛА ЕМУ МЕСТА В СВОЕЙ СИСТЕМЕ. Формально для ребенка делают все: кормят, одевают, водят в школу, говорят, что любят. А ребенок чувствует и другие «подводные течения» семьи. От этого неосознанного понимания в его психике рождаются внутренние конфликты, которые он «показывает» родителям через описанные симптомы.
Когда ребенка ждут, организовывают ему место в комнате, признают его права на собственные потребности, внимательно выслушивают его детские радости и заботы, у ребенка формируется внутреннее ощущение своего места в семейной системе, а затем в мире. Если же родители не обеспечивают ему этого ощущения, ребенок отвоевывает свое место под солнцем различными симптомами, которые как бы говорят вместо него: «Дайте мне место!»
Похожие главы из других книг
Никому не избежать встречи с собой
Никому не избежать встречи с собой Мудрый руководитель не пытается защищать людей от самих себя. Он помогает им встретиться с ситуациями, в которых они видят отражение самих себя, и указывает им на это. Встреча человека с отрицаемой им частью самого себя может вызвать
Не оставайтесь должными никому ничем
Не оставайтесь должными никому ничем У. Шекспир призывает: «В долг не бери и не давай взаймы». Долг подобен зыбучему песку: он засасывает человека в страхи, неуверенность и унижения. Все увеличивающееся число небольших долгов действуют как участки с зыбучими песками,
Не доверяй никому, особенно себе
Не доверяй никому, особенно себе Что же происходит? Мы не совсем уверены, но подозреваем: удивительно схожие результаты применения разных методов представляют собой обратную сторону головоломки с прогнозированием из предыдущей главы. С одной стороны, когда дело доходит
«НИКОМУ НИЧЕГО НЕ СКАЖУ»
«НИКОМУ НИЧЕГО НЕ СКАЖУ» Вознамерившись изменить образ жизни, очень важно заручиться поддержкой единомышленников и оградить себя от людей, которые не понимают вас и сбивают с намеченного пути. Но не уходить же от своей семьи и друзей, которые желают вам добра (в меру
Глава 18. Ему нужен только такой секс, какой нужен только ему
Глава 18. Ему нужен только такой секс, какой нужен только ему Если ваш новый друг (который встречается с вами вот уже два-три месяца) сам проявил инициативу к знакомству с вами, в целом производит впечатление мужчины, имеющего значительный опыт любовных и сексуальных
«Никому нельзя верить»
«Никому нельзя верить» Встречаются люди, четко демонстрирующие, что они никому не верят. Точнее, они стараются это показать. Они постоянно говорят на эту тему, но их действительное поведение словам не соответствует, ибо на деле они постоянно верят людям, и это не всегда
Неведомое никому, кроме тела
Неведомое никому, кроме тела В связи с недавней операцией на открытом сердце, я много думаю о вещах, сокрытых от ума и ведомых одному только телу. С этим связан мой давнишний интерес к сновидениям: откуда они берутся? Зачем приходят? Тело знает весь процесс целиком, и надо
Нельзя доверять никому
Не позволяйте никому удерживать вас от спортивных занятий, в которых вы нуждаетесь
ПАМПЕРС НЕ НУЖЕН РЕБЕНКУ! ПАМПЕРС НУЖЕН РОДИТЕЛЯМ РЕБЕНКА!
Не позволяйте никому отговаривать вас от вашей мечты
Не позволяйте никому отговаривать вас от вашей мечты Найдутся те, кто попытается отговорить вас от вашей мечты. Они скажут вам, что вы сошли с ума и это невозможно. Будут и такие, кто станет смеяться над вами и пытаться свести вас до своего уровня. Мой друг Монти Робертс,
Сцепка «нужен – не нужен» – упражнение
Сцепка «нужен – не нужен» – упражнение Поскольку ум-эго абстрактный и отделившийся от тела, то есть от жизни, в нём изначально живёт убеждение, что он никому не нужен, человек тогда думает: «Я никому не нужен». У тела есть чувства, именно они дают ясное подтверждение, что
Немного сна никому не повредит
Немного сна никому не повредит Еще одна причина ошибок, о которой часто забывают, – недостаток сна. Плохо выспавшийся человек часто ошибается, и нам всем это хорошо известно. А между тем ошеломляющее множество людей сегодня явно недосыпают (вполне возможно, вы один из
Правило 96. Горечь никому не приносит пользы
Правило 96. Горечь никому не приносит пользы Итак, ваш друг отдалился от вас. Или сознательно решил с вами не общаться. Мне известно, что друзья могут поступать так по разным причинам: от зависти к тому, как вы живете, до нежелания мириться с вашим поведением, которое вам
Никому не нужная
Глава IV. Как начать утро и при этом никому не испортить настроения
Глава IV. Как начать утро и при этом никому не испортить настроения В этой главе ты узнаешь много интересного о том, с чего и как нужно начать утро, чтобы весь день прошел просто отлично. Мы уверены, что ты еще ничего об этом не знаешь, поэтому давай скорее собирайся с силами
Вопрос психологам
Спрашивает: Марина
Категория вопроса: Дети
ТОП лучших советов психологов
Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребенок говорит, что его никто не любит
Ответов на сайте: 724 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 65
Марина, перестаньте обижаться сама (нашли на кого — на ребенка!) и демонстрировать излишнюю озабоченность тем, что делает и чего не делает Ваша дочка. Она видит, что Вас это волнует.
Во-первых, слова, которые употребляет ребенок, он слышит от родителей — стало быть, у вас в семье принято манипулировать понятием "любви-нелюбви" с целью добиться желаемого — подумайте об этом. Так же и стиль поведения (манипулирующий) берется тоже только из семьи. Во-вторых, чем больше Вы будете думать за неё и во что бы то ни стало хотеть, чтобы дочь поступила так, как нужно в данный момент Вам, тем больший отпор будете получать с её стороны. "Попугаем" становиться совершенно ни к чему — достаточно после первого отказа есть просто убрать всю еду и сказать, что когда еда остынет, а дочь захочет кушать, то придется ей есть её холодной, вот и всё. И ещё объяснитьребенку правила поведения и получения определенных удовольствий, а потом самой их тоже соблюдать — то есть выполнять свои обещания. Когда ребенок увидит, что всё, о чем Вы сказали — не просто слова, то и поведение его изменится. Подайте пример иного поведения, дочь быстро его поймет, уверяю Вас.
Всего Вам доброго.
Хороший ответ 8 Плохой ответ 10
Психолог Алматы Был на сайте: 11 дней назад
Ответов на сайте: 1320 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 18
Марина, здравствуйте! В возрасте от 4-х лет ребенок умеет многое делать самостоятельно ;убрать игрушки, позаботиться о себе, о других членах семьи и т.д. Не знаю , есть ли еще дети в вашей семье, но ребенок явно конкурирует с кем то, а возможно и с вами. Таким поведением ваша дочь пытается требовать особого внимания и заботы ,а также и проявления любви. Если надоело быть попугаем запишитесь на прием. Все поправимо!
Хороший ответ 3 Плохой ответ 6
В этой ситуации надо разбираться — действительно ли дочь ощущает нелюбовь или это манипуляция с её стороны. И то, и другое, конечно, не сахар, но не смертельно. Другое дело, что в Вашем описании звучит идея, что ребёнок делает что-то противоречащее отношению семьи к ней. Вот это точно Ваше заблуждение. Поведение ребёнка — точнейшее и чистейшее отражение процессов и отношений, происходящих в семье. По ребёнку можно узнать всё, что происходит в семье с мельчайшими подробностями. Так что я предложила бы Вам взглянуть на поведение дочери с этой точки зрения и увидеть своё поведение её глазами. не с целью виноватиться и личевать себя за ошибки, а с целью увидеть те неосознаваемые сигналы, которые Вы (и другие члены семьи) ей даёте, но за собой не замечаете. Большая осознанность своего поведения позволит Вам более осмысленно воспитывать ребёнка и вкладывать в него именно, что Вы считаете важным и нужным, а не какие-то случайные и порой противоречивые посылы. Думаю, именно такой анализ позволит Вам понять, что в Вашем поведении вызывает такой ответ дочери и тогда Вы сможете понять, как Вам его изменить. Откуда ребёнок может знать, что на просьбы можно откликаться не с первого раза? Только от значимых взрослых. Не бойтесь быть честной с самой собой и тогда у Вас появится шанс стать настоящим другом и наставником своей дочери. Всего наилучшего, Елена.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ГОВОРИТ, ЧТО НИКОМУ НЕ НУЖЕН – ЭТО СИГНАЛ ТРЕВОГИ!
Зачем нужен школьный психолог и какова специфика его работы
— Я тебе не прислуга! Не буду ничего убирать! 10-летняя школьница смотрела на маму с вызовом, а та всего лишь попросила ее убрать за собой со стола после обеда.
И так случалось каждый раз, когда нужно было сложить свои вещи или вымыть за собой посуду. Девочка устраивала настоящие истерики и делала все назло: демонстративно швыряла вещи, куда попало и каждое замечание мамы завершалось громким скандалом. А еще начались капризы и требования: купи мне то, дай мне это! Наконец, женщина поняла, что отношения с дочерью зашли в тупик, из которого сама просто не выберется, и обратилась к школьному психологу: «Помогите! Я теряю дочь!»
Это всего лишь один из сотни случаев, когда родители, чувствуя собственную беспомощность, ищут поддержки у психолога. А пока гром не грянул, многие папы-мамы относятся к школьным психологам и социальным работникам более, чем скептически: зачем нужна эта служба? Какие-то анкеты, рисунки, беседы… Мол, со школьными проблемами вполне справится учитель, а в семейные неурядицы чужим людям вообще нечего соваться. Но когда случается беда, скептицизм сразу улетучивается и отчаявшиеся родители бегут к психологу.
О специфике работы школьного психолога и конкретных случаях из собственной практики я попросила рассказать практического психолога Житомирской гуманитарной гимназии №23 Наталью Харитонову…
Кстати, конфликт между мамой и дочерью Наталье Васильевне удалось успешно погасить. Как именно? Слово специалисту.
«В школе — отличница, а дома – тиран»
— Когда я стала работать над конфликтной ситуацией, выяснилось, что в школе у девочки все складывается прекрасно: она отличница, имеет много подруг, посещает дополнительные занятия, кружки. Словом, в школе ребенок – пример для подражания. Зато дома весь свой негатив она направляла на маму. При этом семья вполне положительная, полная и неконфликтная. Я работала с девочкой на протяжении 10 недель, используя всевозможные методики: арттерапию, песочную терапию, рисуночные методики, беседы и так далее. Несколько занятий были совместными – мама и дочка. Постепенно ребенок изменился, удалось снять агрессию в отношении мамы и сблизить с ней. Недавно я звонила и интересовалась, как дела. Приятно было слышать, что в семье наступило полное взаимопонимание. Девочка полна любви, радости и во всем помогает матери…
— А ведь бывают ситуации, когда у самого ребенка душа болит, но родители об этом даже не догадываются. Может ли психолог выявить школьника, который нуждается в психологической помощи и коррекции?- спрашиваю Наталью Васильевну.
— Однажды во время адаптационному периоду к 5 классу мы проводили анкетирование. И по рисунку одного из ребят можно было интерпретировать суицидальное настроение. Дело в том, что существуют специальные, научно обоснованные и проверенные методики, позволяющие это увидеть. Когда мы стали работать с папой и мамой, выяснилось, что такие настроения у ребенка действительно были. Припомнились его фразы: «Я никому не нужен», «хочу уйти из дома», «мне никто не нужен». У мальчика не было друзей, учебу он запустил, уроки не делал. Родители наняли репетиторов, но ситуация не улучшилась. Когда психологи стали работать с ребенком, выяснилось, что он чувствовал себя отвергнутым, не принятым и не понятым в этом мире. Отсюда проблемы с учебой и поведением. Ребенок просто ушел в себя и закрылся от всех. Потребовался не один месяц работы с семьей и ребенком, чтобы мальчик изменился. И результат не мог не радовать: школьник стал активным, веселым, взялся за учебу, да так, что пропала надобность в репетиторах. Как правило, чтобы добиться результата, работа должна проводиться не менее 2-3 месяцев. Одноразовые занятия не приносят результата.
Мама хочет одно, папа – другое, а ребенок — третье
— С какими еще проблемами к вам обращаются дети и родители?
— У одной ученицы 11 класса появилась проблема с выбором профессии. Папа очень хотел, чтобы она закончила военную кафедру, мама видела дочь экономистом, а сама девочка хотела быть дизайнером интерьера. Вопрос грядущего поступления постоянно поднимался в семье, и бесконечные споры завершались истериками и громкими ссорами. Поэтому родители обратились за помощью к школьному психологу. Я провела с девочкой несколько специальных методик, которые позволяют выявить таланты и наклонности человека. А еще было несколько бесед со всеми членами семьи и очень быстро конфликт был исчерпан. Родители пошли навстречу дочери, которая успешно поступила в один из столичных вузов на специальность, связанную с дизайном. А дополнительная специальность у нее оказалась все же экономическая, как хотела мама. Папа отнесся с пониманием к выбору дочери, поскольку желал ей только добра. Так что взаимопонимание между членами семьи довольно быстро удалось восстановить.
Кстати, вопрос выбора будущей специальности – довольно болезненный, и помощь психолога здесь бывает очень даже не лишней. Например, я знаю семью, где дочь наперекор родителям поступила в медучилище. Но уже через 3 месяца учебы поняла: медицина – не ее призвание. Бросила учебу и спустя год поступила в технологический университет. Такого бы не случилось, если бы девушка заранее прошла психологические тесты и определила свои наклонности.
«Я – люблю, а меня – нет»
— А безответная любовь приводит детей к школьному психологу?
— Был случай, когда ко мне пришла школьница и рассказала, что сильно страдает от безответной любви. А когда я попросила ее назвать качества парня, с которым бы она хотела быть рядом, выяснилось: предмет ее любви по названным критериям ей совершенно не подходит. Не тот человек! Девочка оказалась очень разумная, ценившая собственную жизнь, и потому вскоре поняла,
что обратила внимание на этого парня только потому, что он считался в школе популярным. Только и всего. А как человек он ей совсем не интересен. И все страдания вмиг улетучились.
По словам моей собеседницы, различных ситуаций, в решении которых психолог просто необходим, очень много. Например, бывает так, что ребенок интеллектуально прекрасно развит, его готовят к олимпиадам, а он совершенно не умеет себя презентовать, боится выступления, не может изложить свои знания и продемонстрировать умения. С такими детьми проводится ряд треннинговых занятий уверенного поведения, ораторского искусства и личностного роста. Они помогают детям стать увереннее в себе и достичь успеха.
— Что касается школьников среднего звена, то психолог даем им возможность познать самих себя, — объясняет Наталья Васильевна. — В этом возрасте дети хотят быть взрослыми, при этом они не стремятся быть самостоятельными, а просто желают иметь это право. Возникают разногласия с родителями. Папы-мамы требуют от ребенка порядка и помощи в бытовых вопросах, а дети отвечают: «Не хочу! Мне нужны только друзья, с которыми хорошо и весело.» Мы проводим занятия и упражнения на самопознание, а еще беседы о том, чего ребенок хочет в жизни, думает ли он, что за ним всю жизнь будут убирать взрослые и так далее. Как правило, после таких бесед ребенок понимает, что он взрослеет, а значит, имеет не только права взрослого человека, но и обязанности. В ходе работы с детьми часто выясняется, что дефицит внимания в семье трансформируется в школьные проблемы. Однако, у детей, посещающих дополнительные кружки и секции, психологических проблем возникает намного меньше – они реализуют свои способности и имеют единомышленников, что очень важно.
Детские проблемы могут сломать жизнь взрослому человеку
— Нужно всегда помнить, что детские проблемы, которые не были решены вовремя и накапливались годами, впоследствии могут сломать жизнь взрослому человеку, — продолжает Наталья Васильевна. – Однажды мне пришлось довольно долго работать с 30-летним мужчиной, у которого сформировалась игровая зависимость. Будучи женатым человеком он пристрастился к игровым автоматам, проигрывал там массу денег, лишился таким образом квартиры и влез в огромные кредиты. Когда стали разбирать причины такой увлеченности, всплыли детские проблемы: безответная первая любовь, непонимание родителей, неприятие его творчества и так далее. В результате парень выбрал абсолютно рядовую профессию и увлекся игровыми автоматами. Там он чувствовал себя героем: выигрывал и проигрывал кучу денег, словом, вел себя так, как ему хотелось. Он ушел с головой в свое увлечение и не видел ничего вокруг. Родители помогали ему выплачивать долги и в отчаянии обратились к психологу за помощью. После наших занятий мужчина очень изменился: устроился на две работы и стал зарабатывать столько, что смог не только самостоятельно погашать долги, но и задумался о пополнении в семействе. Иными словами, вернулся в семью. Дело в том, что этот человек давно нуждался в психокоррекции. Целый ком нерешенных с детства проблем с годами только рос и усугублял ситуацию. Вот почему любую психологическую проблему нужно решать вовремя, начиная с детского сада и школьной скамьи. Радует то, что родители и дети стали больше доверять нашей службе и чаще обращаться за помощью.