Студенческие годы – веселое, но в то же время непростое время. Большинство студентов, живущих отдельно от родителей, экономит на самом необходимом. Поэтому даже у вчерашних сторонников здорового питания в меню появляется лапша быстрого приготовления, булочки из ближайшей столовой и бутерброды с майонезом.
В юности здоровье – как воздух: его не замечают, пока оно есть. Однако диета из фастфуда и перекусов на ходу способна привести в кабинет гастроэнтеролога даже двадцатилетнего человека. Приблизительно 35% больных гастритом в России – молодежь студенческого возраста. Чтобы не пополнить собой медицинскую статистику, нужно придерживаться сбалансированного рациона. Для этого не нужно много денег – студенческий бюджет выдержит правильное питание.
Особенности питания студентов
Напряженная умственная работа требует не меньше калорий, чем умственная деятельность, поэтому приемы пищи не должны быть хаотичными. Молодым людям, которые учатся, нужно четыре приема пищи: завтрак, второй завтрак, обед и ужин. Чаще всего молодежь пропускает завтрак, предпочитая поспать на 10 минут дольше. Старайтесь не делать этого, а съедать перед занятиями кашу с мясом или рыбой, творог или кефир. Если вы хорошо позавтракаете утром, второй завтрак может быть символическим: йогуртом или булочкой. На обед старайтесь съесть овощи, гарнир, мясо, а вот ужин должен быть легким.
Распространенная среди учащихся всех возрастов привычка пропускать завтрак – одна из самых вредных. Желательно, чтобы основные приемы пищи приходились на завтрак и обед, а вечером вы могли обойтись салатом, фруктами, йогуртом. Из молодых людей, которые пропускают завтрак, чтобы наесться до отвала после пар, получаются те самые взрослые, которые плотно едят один раз в день – перед сном.
Еще одна студенческая привычка – страсть к снекам, фастфудам и напиткам с красителями. Совсем исключать из рациона чипсы, хот-доги и «Пепси» не стоит. Во-первых, «переболеть» такой едой лучше в юности, во-вторых, чем больше жестких запретов, тем выше риск сорваться и начать злоупотреблять нездоровой пищей. Поэтому старайтесь есть сухарики, орешки и семечки как можно реже, между «Колой» и минеральной водой выбирайте минеральную воду.
Несмотря на напряженный студенческий график, старайтесь есть без спешки. Перекусить на ходу лучше, чем голодать, но пускай перекусы будут исключением, а горячие блюда и свежие овощи-фрукты – правилом.
Меню на день
Кажется, что правильный рацион плохо сочетается со студенческими возможностями, но это не так. Наоборот, вы сэкономите, если переключитесь на полноценное питание.
Завтрак
Вареные яйца, рис или гречка, черный хлеб со сливочным маслом, чай или кофе. Второй завтрак: кефир, йогурт или булочка.
Овощной суп или куриный бульон, макароны, салат из капусты, сок или чай.
Салат из помидоров и огурцов, творог, яблоко, чай.
Примеры легко приготовляемых блюд
Если вы не вегетарианец, то нужно есть мясо хотя бы раз в неделю. Со студенческими доходами это может стать проблемой, но решить ее можно, выбирая потроха: сердечки, пупки, печенку. Здоровое и сытное блюдо получится, если нашинковать луковицу, обжарить ее, добавить в кастрюле. Туда же добавьте порцию пупков и тушите на медленном огне в течение нескольких часов. При желании можно добавить сметану или томатную пасту в качестве заправки. Тушенные таким образом куриные пупки можно есть с любым гарниром, включая овощи.
Можно приготовить грибной суп. Насобирать грибы вполне реально и самостоятельно, если вы с друзьями делаете вылазки на природу. Если нет, то ищите в магазине недорогие вешенки или шампиньоны. Грибы промывают и чистят, отваривают в течение 15 минут. Грибной бульон сливают в отдельную посуду, а сами грибы мелко режут, заправляют сливками и разбавляют бульоном. Получается грибной суп, в который можно добавить сухарики. Важно, чтобы суп дошел до кипения, но не закипел.
117534, Россия,
г Москва, ул. Кировоградская дом 23а
(м. Пражская, м. Улица Академика Янгеля)
Наука: Педагогика
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
text-align:center;line-height:normal">
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ПИТАНИЕ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ
text-align:right;line-height:normal">
Кижапкина Анжелика Ивановна
text-align:right;line-height:normal">
студент 2 курса кафедра бухгалтерского учета,анализа и аудита КемИ(филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово
text-align:right;line-height:normal">
Григорьева Светлана Аркадьевна
text-align:right;line-height:normal">
научный руководитель, доцент кафедры физического воспитания КемИ(филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово
justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
Ключевые слова: здоровый образ жизни, режим и рацион питания, умственная работоспособность, студенты.
justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
Актуальность. Одним из основополагающих критериев здорового образа жизни является рациональное питание, оказывающее значительное влияние на умственную работоспособность студентов [1—7]. Напряжённый умственный труд предъявляет значительные требования к высшим психическим функциям — восприятию, памяти, мышлению, концентрации и объёму внимания, что требует поддержания в течение учебного дня высокого уровня физической и умственной работоспособности [1, 3]. Специалисты считают, что питание призвано обеспечивать поступление в достаточных дозах белков, жиров, углеводов, витаминов, макро и микроэлементов для нормального функционирования всех физиологических систем организма, что позволит поддерживать высокий уровень физической и умственной работоспособности [2, 4, 5, 8].
justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
Мы решили провести исследование и выявить, соблюдают ли студенты нашего вуза рекомендуемые нормы питания?
text-indent:1.0cm;line-height:150%">
1. Выявить наиболее рациональный режим и рацион питания для студентов, обеспечивающий высокий уровень умственной работоспособности.
text-indent:1.0cm;line-height:150%">
2. Выявить соответствие режима и рациона питания студентов существующим нормам и рекомендациям специалистов.
justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
Методы исследования — анализ научной литературы, анкетирование, методы математической статистики.
justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
Организация исследования. Исследование организовано и проведено в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова на кафедре физического воспитания. В исследовании принимали участие 25 студентов 2-го курса экономического факультета.
justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%">
Результаты исследования. Для решения первой задачи исследования мы проанализировали научную литературу и выявили, что студентам в возрасте 17—22 года для покрытия энергетических затрат и обеспечения высокой умственной работоспособности необходимо питаться не менее 4—5 раз в сутки с периодичностью в 3,5—4 часа [4, 6, 7, 8]. Распределение суточной калорийности рациона при 4-разовом питании должно быть следующим: завтрак — 25 %; 2-ой завтрак — 15 %; обед — 35 %, ужин — 25 %; а суточный рацион питания должен составлять 2400—2500 ккал. При этом содержать: жиров 80—90 гр., белков 100—115 гр., углеводов 300—350 гр. [2, 4, 6]. Углеводы основной источник глюкозы, которая используется мозгом как источник энергии, активизируя мыслительные способности и память. Белок необходим для выработки допамина и адреналина, которые возбуждают мозг, ускоряют реакцию и процессы мышления, что положительно сказывается на умственной работоспособности — ясности ума и оперативности мышления. А поскольку мозг на одну треть состоит из липидов (жиров) — жирных ненасыщенных кислот, то их недостаток негативно отражается на функциях основных психических процессов — мышление, восприятие, память, внимание. Минералы и витамины играют важную роль в питании мозга — улучшают его кровоснабжение и проводимость нервных импульсов; способствуют выработке гормонов допамина и серотонина, оказывающих влияние на общее самочувствие, настроение и ясность ума [2, 4, 6]. Рекомендуемый специалистами режим и набор продуктов питания мы обработали и представили в таблице 1.
text-align:center;line-height:normal">
Рекомендуемый режим и рацион питания студентов
text-align:center;line-height:normal">
Режим питания (час.)
text-align:center;line-height:normal">
(набор продуктов, блюд)
Ермуханова Н.Б, Нуржанова Д.Б.
Казахстан, Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата
Суточный рацион питания студентов и людей, занимающихся умственным трудом
Современный уровень питания людей зависит от социальной обеспеченности населения. В Казахстане, как и в других странах, уровень питания характеризуется ежемесячными доходами населения. В городах Астана, Алматы , Атырау, Актау, Актобе показатель, взятый на одного человека намного выше чем в городе Кызылорде. В городах с развитыми производственными и энергетическими объектами в связи с высокой заработной платой цены на продукты, особенно на овощи и фрукты намного дороже. С увеличением спроса на покупаемую продукцию, уделяется внимание и на ее качество. В местах с нефтегазовыми объектами цены на продукты питания растут с каждым днем. У групп людей с низким социальным положением при низких показателях ежемесячных доходов нет возможности для полноценного питания. К этой группе относятся студенты. А также 25 % населения считаются безработными, следовательно, питание у них неполноценное и низкого уровня. На правильный прием и освоение пищи также оказывают влияние факторы внешней окружающей среды. По традициям казахский народ всегда употреблял густой чай с молоком. Это помогает в жаркий период года сохранять постоянную температуру тела, а также предотвращает перегревание и переохлаждение организма. В связи с высокой долей процента населения с низким социальным положением возникает беспокойство по поводу здоровья людей, проживающих в области. Потому что идет рост чисел инфекционных заболеваний бытового значения как туберкулез, бруцеллез, кожные заболевания. Недостаточное поступление веществ в организм человека в суточном рационе питания приводит к ослабеванию иммунитета человека.
Для поддержания своего здоровья и работоспособности человек должен употреблять определенную пищу, а вместе с ней питательные вещества – белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества, соли. Вышеназванные вещества необходимы организму человека в зависимости от его возраста, времени года, виду его деятельности. Особое место занимает рациональное питание, благодаря которому обеспечивается отличное физиологическое состояние организма, повышение работоспособности, замедление процесса старения и продлевание жизни. Для взрослого человека в сутки в среднем необходимо – 100 гр. белков, 75 – 100 гр. жиров, 400 – 500 гр. углеводов.
Составление суточного меню рационального питания
Меню суточного рациона питания следует составить в следующем порядке: утренний завтрак должен состоять из горячих блюд. К ним относятся мясные или рыбные блюда, овощи, различные каши, бутерброды, горячий чай, кофе, какао. Обед является восполнителем энергии, затраченной на работе. В обеденное меню полезно включать высококалорийные салаты, ягоды, фрукты, соленья; завершать обед следует десертом, потому-то желудок прекращает выделять пищеварительный сок. А в меню ужина должны входить молочные продукты, блюда из овощей. Мясные блюда употреблять не рекомендуется т.к. желудок их переваривает очень долго, а также нежелательно употреблять чай, кофе, шоколад, продукты возбуждающие нервную систему. Производственные предприятия, при высоком числе работников, обеспечиваются общественным питанием. Рацион питания сотрудников организации составляется в зависимости от интенсивности труда, возрастного показателя, пола членов коллектива, физиологической необходимости. Все это рассматривается при составлении меню общественного питания. Например, меню общественного питания нефтегазовой отрасли: завтрака, обеда, ужина составляют на основе научных достижений. Меню обновляется различными продуктами через каждые 7 дней, т.е. обеспечение продуктами с незаменимыми компонентами является основой противостояния организма различным негативным факторам окружающей среды.
Научно – техническое развитие приводит к различным изменениям в организме работников. В нашей стране и в зарубежных странах число людей, занимающихся умственной деятельностью, растет быстрыми темпами. На данный момент каждый четвертый работник занимается умственной деятельностью, которая отличается малой физической нагрузкой, ненормированным рабочим днем и высокой нервно – эмоциональной нагрузкой. Все это приводит к заболеваниям нервной и сердечно – сосудистой системы. Одной из мер профилактики, и предупреждением этих заболеваний является – организация сбалансированного питания. Энергитически ценный рацион 2400 – 2500 ккал, количество белков 100-115 гр., жиров 80-90гр, углеводов 300-350 гр. В пищу людей, занимающейся умственной деятельностью нужно добавлять липотропные вещества, источником которых является творог, куриное мясо, кильки, а также необходимо употреблять продукты богатые витаминами С , В6, В12,Е. Людям, занимающимся умственной деятельностью полезно питаться 4 раза в день. При нечастых приемах пищи, возможно, повышение уровня холестерина в крови. Суточный рацион питания по степени калорийности должен состоять следующим образом: завтрак – 25 %, обед – 35 %, полдник – 15 %, ужин – 25 %
Студенты – это (18 – 26 лет) группа людей, у которых процесс роста и формирование организма полностью не состоялся, поэтому система гигиенических мероприятий направлена на защиту здоровья студентов. В питании студентов важную роль должны занимать белки животного происхождения. В питание студентов необходимо включать больше витаминов, участвующих в процессе роста и влияющие на физиологическое состояние. Студентам полезно питаться 4 раза в день, особенно в период подготовки к экзаменам. При исследовании суточного рациона питания студентов мы получили следующие данные: из 24 студентов 5 – питаются 4 раза в день, 10 — питаются 3 раза в день, а остальные 9 – питаются 2 раза в день. Самый высокий расход энергии в граммах составляет 2300 – 2500. Студенты этого уровня питались полноценно. По схеме составления рациона питания студентов суточный рацион первых 10 из них считается полноценным, а рацион остальных 14 неполноценный (минимальное количество продуктов, нет разнообразия), следовательно, расход энергии в сутки дает очень низкий показатель. Студент, занимающийся умственно – мыслительной деятельностью сохраняет свою трудоспособность и здоровье только при полноценном питании. Исследование показало, что питание наших студентов очень низкого уровня, следовательно, ухудшается состояние здоровья, понижается уровень работоспособности, устойчивости к различным стрессовым ситуациям.
Рацион питания студента, составленный на один день