Попытайтесь найти нужные оттенки для передачи характера

1.Напряжённость происходящего передаётся в балладе «Лесном царь» благодаря диалогу, как правило не свойственному лирической поплин. Прочитайте балладу по ролям. Попытайтесь найти нужные оттенки для передачи характера каждого лирического персонажа.

2.Одним из признаков баллады является наличие основных сюжетных элементов: завязки, кульминации, развязки, придающих ей повествовательный характер. Найдите в тексте эти элементы. Что ещё в этой балладе отличает её от обычного лирического стихотворения?

3.Стихотворный перевод баллады относится к романтической поэзии. В пей необычный герой действует в необычных обстоятельствах. Чем необычны персонажи баллады и обстоятельства, в которых они действуют?

4.Сюжет баллады Гёте взят из народных песен. К какому жанру русского фольклора близок его, стихотворный перевод?

Завязка отсутствует, так как действие баллады начинается с развития действия, отец скачет на лошади с больным ребёнком на руках. Напряжение нарастает, Лесной Царь преследует сына, отец беспомощен, сын бредит и кричит.

Кульминация-это смерть малыша, у отца на руках мёртвый ребёнок, это является и развязкой, неожиданным концом баллады. Зло победило слабого, отец доскакал, но малыш умер. (цы)

3. Потому что в балладах лежит какой -то необычайный случай, историческое или фантастическое событие. Персонажи необычны своими фантастическими и необычными поступками.. обстоятельства в данном произведении мрачные и грустные, присутствует фантастика (цы)

1.Напряжённость происходящего передаётся в балладе «Лесном царь» благодаря диалогу, как правило не свойственному лирической поплин. Прочитайте балладу по ролям. Попытайтесь найти нужные оттенки для передачи характера каждого лирического персонажа.

2.Одним из признаков баллады является наличие основных сюжетных элементов: завязки, кульминации, развязки, придающих ей повествовательный характер. Найдите в тексте эти элементы. Что ещё в этой балладе отличает её от обычного лирического стихотворения?

3.Стихотворный перевод баллады относится к романтической поэзии. В пей необычный герой действует в необычных обстоятельствах. Чем необычны персонажи баллады и обстоятельства, в которых они действуют?

4.Сюжет баллады Гёте взят из народных песен. К какому жанру русского фольклора близок его, стихотворный перевод?

Завязка отсутствует, так как действие баллады начинается с развития действия, отец скачет на лошади с больным ребёнком на руках. Напряжение нарастает, Лесной Царь преследует сына, отец беспомощен, сын бредит и кричит.

Кульминация-это смерть малыша, у отца на руках мёртвый ребёнок, это является и развязкой, неожиданным концом баллады. Зло победило слабого, отец доскакал, но малыш умер. (цы)

3. Потому что в балладах лежит какой -то необычайный случай, историческое или фантастическое событие. Персонажи необычны своими фантастическими и необычными поступками.. обстоятельства в данном произведении мрачные и грустные, присутствует фантастика (цы)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема. В.А. Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь».

актуализировать полученные знания, расширить круг сведений о творчестве В.А.Жуковского; выявить особенности романтического двоемирия, слагающегося из мира идеальных представлений и мира низменной реальности, нашедших отражение в переводе баллады Гёте «Лесной царь»;

формировать навык составления вопросов к статье учебника, исследовательской работы с текстом, выразительного чтения по ролям.

развивать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления особенностей романтического мировосприятия.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация, видеоролик.

І. Проверка домашнего задания.

1.Выразительное чтение наизусть стихотворения Н.М. Языкова «Пловец».

2.Актуализация прежних знаний.

— Какие факты биографии В. А. Жуковского вам известны? (Поэт родился в 1783 году от богатого помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи. Судьба незаконнорожденного ребенка была незавидной. Чтобы обеспечить его общественное положение, Бунин приказал своему родственнику, обедневшему дворянину Андрею Жуковскому, жившему в их доме, усыновить мальчика. Поэт уверовал в доброту жизни и воспитывал себя в духе гуманизма. Забывая о себе, Жуковский заступался за гонимого Пушкина, Герцена, содействовал выкупу на волю Шевченко. Пушкин в одном из писем восторженно восклицал: “Что за прелесть чертовская его небесная душа! Он святой, хотя родился романтиком, а не греком, и человеком, да каким еще”!

Читайте также:  Паштет из оленины рецепты

Перу Жуковского принадлежат баллады “Светлана”, “Людмила”, “Эолова арфа”, “Кубок”, “Ивиковы журавли” и др.

Василий Андреевич Жуковский — выдающийся русский поэт, он является основоположником жанра баллады в России. Ему принадлежат не только оригинальные "русские" баллады, но и талантливые переводы зарубежной классики, например, "Лесной царь". Эта баллада написана в 1818 году и является вольным переводом баллады Гете “Король эльфов”).

2.2. Вспомним определение баллады ( Баллада – повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай, один из видов лиро-эпической поэзии).

2.3. Обращение к учебнику. Портрет работы А. П. Елагиной (1841) с оригинала Ф.Т.Гильдебрандта.

II. Актуализация полученных знаний.

2.1. Построение диалога по материалам статьи учебника, посвященной В.А.Жуковскому.

— Какие впечатления детства нашли отражение в творчестве В.А.Жуковского?

— Каковы особенности раннего творчества В. А. Жуковского? Произведения каких писателей переводил В. А. Жуковский в этот период?

— Какому произведению В. А. Жуковского присущи признаки сентиментализма?

— Какой перевод можно считать началом поэтической деятельности В.А.Жуковского?

— Каковы особенности переводов В. А. Жуковского? Назовите имена авторов произведений, переведенных В. А. Жуковским в 1820—1830-е годы.

— Как вы поняли мысль о том, что почти каждый переводчик является соавтором? Чем отличается художественный перевод от подстрочного?

— Каков романтический герой В. А. Жуковского?

— В каком произведении звучит тема патриотизма?

— Что оказалось решающим при принятии В. А. Жуковского в 1817 году на службу в императорскую семью?

— Какие особенности личности В.А. Жуковского кажутся вам наиболее значимыми и привлекательными?

— Каково значение творчества В. А. Жуковского для русской поэзии?

3. Обращение к учебнику.

3.1. Чтение статьи «Для вас, любознательные!», с.111-113, ч.1.

— Какую балладу Жуковского вы изучили в 6 классе? Какова ее художественная идея?

— Назовите признаки баллады. ( Необычный сюжет; восприятие жизни через призму исключительного, необычного, рационально необъяснимого. Мир — царство мистических, сверхъестественных сил; действующие лица — призраки, мертвецы и т. п.; в центре внимания — человеческая личность, ее судьба; соединение эпических и лирических начал при определяющей роли последнего; утверждение авторского идеала) .

2.4. Выразительное чтение баллады «Лесной царь», с.113, ч.1.

2.5.Выявление первоначальных впечатлений.

Стихотворный перевод баллады относится к романтической поэзии. В ней необычный герой действует в необычных обстоятельствах.

-Чем необычны персонажи баллады и обстоятельства, в которых они действуют? ( Колорит баллады достигается картиной скачки отца и маленького сына в мрачном лесу и внезапным страшным видением иззябшему, больному ребенку могучего и злого Лесного царя, пленившегося красотой мальчика и сулящего ему золото и жемчуга, радости жизни в лесу.

Неизвестно, что заставило путников ехать поздним вечером через лес. Неясно, почему видения преследуют мальчика. Непонятно, существует ли на самом деле лесной царь и его «бирюзово-жемчужное» царство).

Читайте также:  Рецепт из бекона мираторг

Одним из признаков баллады является наличие основных сюжетных элементов: завязки, кульминации, развязки, придающих ей повествовательный характер.

• Найдите в тексте эти элементы. Заполните третью часть таблицы.

Какова судьба персонажей до событий, изображенных в балладе?

Какое событие заставило всадника пуститься в путь?

События, происходящие в балладе

Отец и сын скачут по ночному лесу, все быстрее (скачет—мчится—летит). Мальчик

испытывает нарастающее чувство страха (приник—тоскует – кричит), сын слышит голос Лесного царя.

Момент наивысшего развития

Совпадает с кульминацией

• Какое настроение создает отсутствие экспозиции, завязки? ( Настроение мистического, непонятного, недосказанного, потустороннего. Важным сюжетным элементом является скачка в неизвестность, приводящая к трагическому финалу).

— Какие два мира изображены в балладе? ( Мир Лесного царя и реальный мир).

2.6. Исследовательская работа с текстом. Выпишите из текста слова, воссоздающие мир реальный и фантастический.

Хладною мглой, ветлы седые

Цветы, струи; из золота чертоги, перлы

Ездок запоздалый, с ним сын молодой, мертвый младенец

Лесной царь в темной короне, с густой бородой, прекрасные дочери

Ветер, проснувшись, колыхнул листы

Лесной царь со мной говорит

К отцу, весь издрогнув, малютка приник.

Обняв его, держит и греет старик. Родимый. Мне душно, мне тяжко дышать.

Ездок оробелый. Младенец тоскует, младенец кричит

Радость, играя, летая, тебя усыплять. Неволей иль волей, а будешь ты мой

— Каковы фантастический и реальный мир в балладе? ( Мир Лесного царя, как мечта, наполнен яркими красками, веселым смехом, сладкими грезами.

Реальный мир темен и страшен, но согрет чувством любви отца к сыну).

— Почему ребенок боится оказаться в фантастически прекрасном мире Лесного царя? ( Попасть в мир грез — значит утратить любовь, которой нет в мире Лесного царя).

— Какие особенности романтического мировосприятия нашли отражение в балладе? ( Романтическое двоемирие, слагающееся из мира идеальных представлений и мира низменной реальности. Мир светлой мечты «духовное царство» противостоит «царству внешнему»).

— Почему ребенок видит Лесного царя, а отец его не замечает? ( Ребенок находится на границе двух миров — идеального и реального, а отец остается в земном мире).

III. Подведение итогов урока.

Марина Ивановна Цветаева (1892—1941) — русский поэт, прозаик, переводчик, в 1933 году написала статью «Два «Лесных царя», в которой дала подстрочный перевод баллады Гёте «Лесной царь».

Кто так поздно скачет сквозь ветер и ночь? Это отец с ребенком. Он крепко прижал к себе мальчика, ребенку у отца покойно, ребенку у отца тепло. – Мой сын, что ты так робко прячешь лицо? – Отец, ты не видишь Лесного Царя? Лесного Царя в короне и с хвостом? – Мой сын, это полоска тумана! – Милое дитя, иди ко мне, иди со мной! Я буду играть с тобой в чудные игры. На побережье моем – много пестрых цветов, у моей матери – много золотых одежд! – Отец, отец, неужели ты не слышишь, что Лесной Царь мне шепотом обещает? – Успокойся, мой сын, не бойся, мой сын, в сухой листве – ветер шуршит. – Хочешь, нежный мальчик, идти со мной? Мои дочери чудно тебя будут нянчить, мои дочери ведут ночной хоровод, – убаюкают, упляшут, упоют тебя. – Отец, отец, неужели ты не видишь – там, там, в этой сумрачной тьме, Лесного Царя дочерей? – Мой сын, мой сын, я в точности вижу: то старые ивы так серо светятся. – я люблю тебя, меня уязвляет твоя красота! Не хочешь охотой – силой возьму! – Отец, отец, вот он меня схватил! Лесной Царь мне сделал больно! – Отцу жутко, он быстро скачет, он держит в объятьях стонущее дитя, доскакал до двора с трудом, через силу – ребенок в его руках был мертв.

Читайте также:  Пудинг яблочный с орехами требования к качеству

• В чем сходство и различие переводов Жуковского и Цветаевой?

• Чем прельщает ребенка Лесной царь в «дословном переводе», а чем в балладе Жуковского? Что в этих обещаниях может больше привлечь дитя?

• Что, на ваш взгляд, производит большее впечатление?

• Какой Лесной царь (у Цветаевой или у Жуковского) страшнее в конце повествования? В каком из текстов изображение гибели ребенка трагичнее?

• Почему ребенок умирает?

Чудовище, которое гонится за отцом и сыном и настигает их, — это олицетворение смертельной болезни. В жизни есть ужасное, злое, наваждение, страх, тяжелый сон, бред болезни, приводящей к смерти. Это сама беспощадная смерть гонится за ними, коварно манит в небытие, суля неземные радости. Ребенок умирает от страха. Лесной царь — его поэтичное, но болезненное видение, скрытое от отца и читателей.

Два мира — этот, в котором существует все живое, и тот, который открыт только для немногих, для избранных, существуют в балладах В.А. Жуковского. «Тот» мир — для немногих. Он манит, он прекрасен, богат, великолепен.

Новый мир, открывшийся человеку, уже не отпустит его, а переход туда означает смерть для мира окружающего. Человек не может ничего поделать с собой — его затягивает в другой мир, а в нашем мире он умирает.

— Какой вывод сделала М. Цветаева из сопоставления? («Вещи равновелики. Лучше перевести «Лесного Царя», чем это сделал Жуковский, — нельзя. И не должно пытаться. За столетие давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной Царь»).

— Как вы поняли, почему же это другой «Лесной царь»? Что в нем — «Лесном царе» Жуковского — другого, иного, чем в подлиннике Гёте?

4. Слово учителя.

«Лесной царь» Жуковского стал событием в русской поэзии именно потому, что это было русское стихотворение, в котором все увидели личность переводчика-автора. Русский поэт многое изменил, смягчил, убрал демоническое (лесное чудовище в короне и с хвостом) и слишком страшное, сделал могучего и злого лесного царя видением усталого, больного ребенка (у Гёте лесной демон реален и всесилен, он безжалостно убивает мальчика, похищая его), нашел свои точные художественные замены непереводимым словам и понятиям. Его баллада более лирична, нежели стихотворение Гёте.

Напряженность происходящего передается в балладе «Лесной царь» благодаря диалогу, как правило несвойственному лирической поэзии.

-Прочитайте балладу по ролям. Попытайтесь найти нужные оттенки для передачи характера каждого лирического персонажа.

1.Выучить наизусть «Лесной царь»

2.Составить план статьи учебника, посвященной Рылееву.

3. Подготовить сообщения: 1 вариант – Иван Сусанин, 2 вариант – Ермак, 3 вариант – картина Сурикова «Покорение Сибири».

4. Прочитать Иван Сусанин , стр. 122-126 учебник, 1 часть.

Ф.Е. Соловьева. Методическое пособие к учебнику Г.С.Меркина «Литература» для 8 класса общеобразовательных организаций.

Учебник Г.С.Меркина «Литература» для 8 класса общеобразовательных организаций.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector